«Рисунок — зеркало души ребенка»
Рисунок-зеркало чувств, развитости вашего малыша. Главное для родителей-научиться "читать" его сообщения. Если мы хотим понять, что хочет "сказать" ребенок своими рисунками, то прежде всего, должны предоставить ему свободу творчества. Обычно в детских рисунках отражается отношение ребенка к самому себе, окружающему миру и ко всему происходящему вокруг. Поэтому очень важно вглядываться в то, как рисует ваш малыш, прислушивайтесь к тому, что рассказывает вам маленький ребенок по поводу своих картин. Это поможет понять его проблемы. Перенося на бумагу свои переживания, малыш помогает себе справиться с новыми или непростыми событиями жизни. Обычно это проявляется в повторяющихся сюжетах или формах. Дети пережившие сильный испуг, повторяют страшные фрагменты из рисунка в рисунок, изображая напугавший их пожар, собаку или машину. Чаще всего со временем волнующая тема сходит на "нет", и у малыша появляются новые сюжеты для рисования. Однако, если один и тот же эпизод повторяется и становится навязчивым, взрослым стоит обратить на это внимание и, возможно, обратиться за помощью к специалисту.Особенно следует обратить внимание на то, какие цвета выбирает ребенок для создания своих шедевров. Для взрослых цвет часто несёт символический смысл: черный- печаль, страх; красный-страсть, агрессию; желтый-радость, энергию. Иногда мы невольно принимаемся рассматривать детские рисунки с этой точки зрения, забывая, что взрослое цветовое восприятие не совсем подходит для ребенка. Чаще всего ребенок просто еще незнаком со всеми цветами и какой-то один цвет привлекает внимание малыша и становится предметом его экспериментов. Так, что не пугайтесь если ваш ребенок выбирает черный цвет и рисует только черным карандашом, просто сейчас он занимается изучением именно этого цвета и восхищается его энергичностью, густотой, весомостью. И после того, как малыш познакомится со всей палитрой, мир его рисунков станет разноцветным.Советы взрослым:
* Обязательно показывайте малышу свой интерес к его творчеству.
* Рисуйте и лепите вместе с ним, обыгрывая придуманные вместе сказки или истории.
* Не ограничивайте его правилами и заданными формами.* Рисуйте для ребенка, но не делайте акцента на своих более реальных, лучших изображениях, чем у него.
* Не переживайте, если из вашего ребенка не вырос великий художник!Фантазируйте и рисуйте вместе, помогайте, хвалите, а самое главное, любите своих маленьких художников. Желаю вам и вашим детям творческих успехов!
Стихи для мамы
Н. Саконская
Моя мама
Однажды я
сказал дpyзьям:
Hа свете много добpых мам,
Hо не найти, pyчаюсь я,
Такyю мамy, как моя!
Она кyпила для меня
Hа колесиках коня,
Саблю, кpаски и альбом...
Только pазве дело в том?
Я и так ее люблю,
Мамy, мамочкy мою!
Hа свете много добpых мам,
Hо не найти, pyчаюсь я,
Такyю мамy, как моя!
Она кyпила для меня
Hа колесиках коня,
Саблю, кpаски и альбом...
Только pазве дело в том?
Я и так ее люблю,
Мамy, мамочкy мою!
Плещеев
Внучка
Бабушка,
ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою -
Маму мамину - люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому - башмачки.
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою -
Маму мамину - люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому - башмачки.
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка. Кто сказал: "Вставать поpа"? Мамочка. Кашy кто yспел сваpить? Мамочка. Чаю - в пиалy налить? Мамочка. Кто косички мне заплёл? Мамочка. Целый дом один подмёл? Мамочка. Кто цветов в садy наpвал? Мамочка. Кто меня поцеловал? Мамочка. Кто pебячий любит смех? Мамочка. Кто на свете лyчше всех? Мамочка. |
«Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы
представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его
оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой
и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень
самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить
причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в
дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей,
возникающих у детей.
Рисунок
«лесенки» для изучения самооценки
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 –
завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и
является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я
поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший»,
«Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с
ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит,
улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией
(способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания
и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется
балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго
класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение
к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка»,
«солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка
(«дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 –
адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе,
он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю
маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я
друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития
самооценки.
Ступенька 4 –
заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют
несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной
психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать.
Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю
папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во
взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо
буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены
ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам
письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая
самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около
8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса
что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный
домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я
плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что
написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через
день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные
ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой
ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его
жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей,
способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц,
следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки
школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из
которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на
пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много
ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с
родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные
особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо
рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте
еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у
каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков.
Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к
неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных
качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку,
потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину
неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным
педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной
ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка
процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не
способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к
школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на
незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность –
основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру»
(ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема
несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном
начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом –
основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко
заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку,
находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального
неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс
негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа
нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в
преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность
положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее
частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее,
необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога,
социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его
психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки
состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически
настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей,
вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления
трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную
самооценку младшего школьника.
Как научить ребенка контролировать свои эмоции
Пока
ученые и педагоги обсуждают способы взаимодействия с детьми, попавшими под
власть разрушительных чувств, родители ищут методы, как обучить детей навыкам
эмоционального самоконтроля.
Контроль над эмоциями – привилегия человека
Авторитетный эксперт в области внутрисемейных
отношений Мэри Курсинка (Mary Sheedy Kurcinka)убеждена, что стремление управлять своими эмоциями – фундаментальное свойство
человека. Оно побуждает людей постоянно анализировать свои переживания и
чувства окружающих, прежде чем как-то поступить. Родители и другие,
ответственные за детей члены общества могут и должны обучить подрастающее
поколение этому искусству.
Новейшие исследования показывают, что способность к «само-регуляции» внутренней жизни изначально свойственна человеческому потомству. «Само-контроль» подразумевает потенциальную возможность детей «затормозить» свою рефлекторную эмоциональную реакцию на внешние воздействия, чтобы превратить ее в осмысленное действие. Навыки «само-регуляции» важны не только в межличностном общении, но и в процессе совершенствования личности, выводу ее на более высокий уровень развития. Родители обязаны использовать каждый свой контакт с детьми для обучения их принципам «самоуправления». Мэри советует родителям, с чего в этом деле следует начать:
Обозначьте четкие стандарты поведения
Ребенок должен иметь четкие критерии для оценки своих действий. Например, если его поведение наносит вред ему, другим людям или окружающей среде, то он обязан остановиться и подумать, что делает не так. Когда правила не установлены или трудны для понимания, детям очень сложно себя контролировать.
Сделайте паузу
Если вы слышите от своего чада не те слова, которые ожидали – обратите на них внимание. Сделайте глубокий вдох. Ни в коем случае не злитесь. Вы должны быть не только наставником, но и образцом для подражания. Просто сделайте паузу и скажите в ответ, «Давай попробуем еще раз. Я внимательно слушаю. Я понимаю, что ты хочешь мне сказать нечто важное. Скажи это так, чтобы у меня была возможность помочь тебе». Если лексикон вашего малыш еще только формируется, научите его «комфортным» на ваш взгляд выражениям.
Например:
«Пожалуйста, позвольте мне сделать это иначе…»
«Пап, не мог бы ты мне дать…»
« Я начинаю волноваться, прошу вас – помогите мне…»
«Обратите на меня внимание, пожалуйста…»
Только спокойствие
Если ваш ребенок пытается драться, остановите его, даже если он при этом разозлится. Когда он начинает ломать игрушки или бросать мяч в люстру – оставьте все дела и успокойте его. Это позволит вашему потомку понять, что он ведет себя неправильно, и быстрее усвоить правила поведения в семье.
Постоянно будьте «на связи» со своим ребенком
Никогда не замечали, что ваш малыш начинает нервничать, когда вы висите на телефоне? Он понимает, что, хотя вы физически рядом, ваше внимание где-то очень далеко от него. Пристальное внимание к ребенку позволит вам вовремя его успокоить, и тем самым облегчит вашу педагогическую задачу.
Постоянная «настройка» на детей повышает ваши шансы на взаимное признание презумпции «лучшего намерения» в поведении потомства. Например, в такой ситуации: ваш четырехлетний ребенок подбежал и врезался в своего восьмилетнего брата, когда тот спокойно играл. Вместо того чтобы немедленно предъявить проказнику обвинение, вы смотрите ему прямо в глаза и вкрадчиво спрашиваете: «Что ты хотел сказать своему брату, когда толкнул его?»
Дайте ребенку возможность расслабиться
Внутренне напряжение мешает продуктивному обучению. Очень важно дать ребенку расслабиться перед педагогическим воздействием. Создайте для него в доме «успокоительное пространство» из любимых книг, рисунков или других вещей, которые его радуют и, следовательно, успокаивают.
Если ваш ребенок слишком расстроен, чтобы успешно заниматься с вами – дайте ему время успокоиться. Если под рукой не окажется «расслабляющих пространств», просто сделайте паузу. Главное в этом деле – дать ребенку спокойно прийти в себя и подготовиться к занятиям.
Когда ваш ребенок отказывается навести порядок в своей комнате, скажите ему, что вы не сможете это сделать без его помощи. Когда он успокоится, помогите ему собрать игрушки, но не начинайте без его участия. Такой подход хорош и для старших детей. Если они отказываются вам помочь в чем-то, дайте им понять, что их участие важно для вас. Если они хотят сначала погулять с друзьями – пусть идут. Главное, чтобы, в конечном счете, они выполнили вашу просьбу добровольно. Закрепляйте достижения
Мэри заметила, что родители чаще всего забывают о завершающем, самом важном этапе эмоционального воспитания – регулярной «тренировке» полученных навыков «укрощения» сильных эмоций в повседневной жизни. Мэри советует постоянно проводить со своим ребенок «разбор полетов» по каждому чрезмерному волнению и учить «наизусть» те слова, интонации и действия, которые помогли его преодолеть.
Если ситуация вновь накаляется, и ребенок вдруг «забыл» нужные слова, просто напомните ему: "Мы уже говорили об этом. Попробуй еще раз. Я внимательно слушаю». Если такой эмоциональный тренинг порадует вас результатами, г-жа Курсинка настоятельно рекомендует сделать его неотъемлемой частью ежедневного общения в вашей семье. Как только ваш ребенок вновь начнет капризничать, не отвечайте ему взаимностью, а попытайтесь наладить конструктивный диалог.
Новейшие исследования показывают, что способность к «само-регуляции» внутренней жизни изначально свойственна человеческому потомству. «Само-контроль» подразумевает потенциальную возможность детей «затормозить» свою рефлекторную эмоциональную реакцию на внешние воздействия, чтобы превратить ее в осмысленное действие. Навыки «само-регуляции» важны не только в межличностном общении, но и в процессе совершенствования личности, выводу ее на более высокий уровень развития. Родители обязаны использовать каждый свой контакт с детьми для обучения их принципам «самоуправления». Мэри советует родителям, с чего в этом деле следует начать:
Обозначьте четкие стандарты поведения
Ребенок должен иметь четкие критерии для оценки своих действий. Например, если его поведение наносит вред ему, другим людям или окружающей среде, то он обязан остановиться и подумать, что делает не так. Когда правила не установлены или трудны для понимания, детям очень сложно себя контролировать.
Сделайте паузу
Если вы слышите от своего чада не те слова, которые ожидали – обратите на них внимание. Сделайте глубокий вдох. Ни в коем случае не злитесь. Вы должны быть не только наставником, но и образцом для подражания. Просто сделайте паузу и скажите в ответ, «Давай попробуем еще раз. Я внимательно слушаю. Я понимаю, что ты хочешь мне сказать нечто важное. Скажи это так, чтобы у меня была возможность помочь тебе». Если лексикон вашего малыш еще только формируется, научите его «комфортным» на ваш взгляд выражениям.
Например:
«Пожалуйста, позвольте мне сделать это иначе…»
«Пап, не мог бы ты мне дать…»
« Я начинаю волноваться, прошу вас – помогите мне…»
«Обратите на меня внимание, пожалуйста…»
Только спокойствие
Если ваш ребенок пытается драться, остановите его, даже если он при этом разозлится. Когда он начинает ломать игрушки или бросать мяч в люстру – оставьте все дела и успокойте его. Это позволит вашему потомку понять, что он ведет себя неправильно, и быстрее усвоить правила поведения в семье.
Постоянно будьте «на связи» со своим ребенком
Никогда не замечали, что ваш малыш начинает нервничать, когда вы висите на телефоне? Он понимает, что, хотя вы физически рядом, ваше внимание где-то очень далеко от него. Пристальное внимание к ребенку позволит вам вовремя его успокоить, и тем самым облегчит вашу педагогическую задачу.
Постоянная «настройка» на детей повышает ваши шансы на взаимное признание презумпции «лучшего намерения» в поведении потомства. Например, в такой ситуации: ваш четырехлетний ребенок подбежал и врезался в своего восьмилетнего брата, когда тот спокойно играл. Вместо того чтобы немедленно предъявить проказнику обвинение, вы смотрите ему прямо в глаза и вкрадчиво спрашиваете: «Что ты хотел сказать своему брату, когда толкнул его?»
Дайте ребенку возможность расслабиться
Внутренне напряжение мешает продуктивному обучению. Очень важно дать ребенку расслабиться перед педагогическим воздействием. Создайте для него в доме «успокоительное пространство» из любимых книг, рисунков или других вещей, которые его радуют и, следовательно, успокаивают.
Если ваш ребенок слишком расстроен, чтобы успешно заниматься с вами – дайте ему время успокоиться. Если под рукой не окажется «расслабляющих пространств», просто сделайте паузу. Главное в этом деле – дать ребенку спокойно прийти в себя и подготовиться к занятиям.
Когда ваш ребенок отказывается навести порядок в своей комнате, скажите ему, что вы не сможете это сделать без его помощи. Когда он успокоится, помогите ему собрать игрушки, но не начинайте без его участия. Такой подход хорош и для старших детей. Если они отказываются вам помочь в чем-то, дайте им понять, что их участие важно для вас. Если они хотят сначала погулять с друзьями – пусть идут. Главное, чтобы, в конечном счете, они выполнили вашу просьбу добровольно. Закрепляйте достижения
Мэри заметила, что родители чаще всего забывают о завершающем, самом важном этапе эмоционального воспитания – регулярной «тренировке» полученных навыков «укрощения» сильных эмоций в повседневной жизни. Мэри советует постоянно проводить со своим ребенок «разбор полетов» по каждому чрезмерному волнению и учить «наизусть» те слова, интонации и действия, которые помогли его преодолеть.
Если ситуация вновь накаляется, и ребенок вдруг «забыл» нужные слова, просто напомните ему: "Мы уже говорили об этом. Попробуй еще раз. Я внимательно слушаю». Если такой эмоциональный тренинг порадует вас результатами, г-жа Курсинка настоятельно рекомендует сделать его неотъемлемой частью ежедневного общения в вашей семье. Как только ваш ребенок вновь начнет капризничать, не отвечайте ему взаимностью, а попытайтесь наладить конструктивный диалог.
Управление детским гневом:
тонкая настройка вместо подавления
Многие родители хотят научиться управлять гневом своих
детей. Наверное, потому, что их потомство выражает свои эмоции действием, а они
не могут этот процесс контролировать. Это не просто раздражает старших, а, как
они считают, негативно воздействует на всю семью.
Известный исследователь детской психологии, д-р Дебби Пинкус (Debbie Pincus) утверждает, что манипулировать детскими эмоциями не только невозможно, но и вредно для ребенка. Вмешательство во внутреннюю жизнь раздражает малыша, а все попытки его успокоить только подливают масла в огонь. Естественная реакция ребенка, как и любого человека – противостоять любым формам контроля над своими чувствами. В это трудно поверить, но лучший способ справится с детским гневом – перестать пытаться управлять им.
Сохраняйте дистанцию
Чтобы действительно разобраться, как поладить с рассерженным ребенком, Дебби советует непредвзято рассмотреть модель ваших с ним взаимоотношений. Часто в ее основу заложен родительский миф о том, что папа с мамой несут ответственность за все мысли, чувства и поступки своих детей. Если вы действительно хотите преуспеть на этом поприще – будь готовы, что ребенок встретит такое «воспитание» в штыки и отреагирует на него новыми проступками и гневом.
Родители отвечают не за каждый поступок или чувство ребенка, а за свое отношение. Позвольте своим детям стать самостоятельными личностями, иметь собственные чувства и взгляды. Дайте им получить опыт возникновения и преодоления гнева, а не пытайтесь «внедрить» в них какое-то другое чувство. Будьте эмоционально независимы от своего ребенка – и вы сможете понять его чувства более четко и реалистично.
Например, ваш 6-летний сын хочет позавтракать в «блинной», но вы предпочитаете, чтобы там пообедал его брат. Обиженный малыш дуется и злится за едой, и такое настроение сохраняется у него на весь день. Не делайте ошибки – не позволяйте его злости овладеть и вами. Вы можете быть раздражены его капризами и попытаетесь развеселить малыша. В ответ вы получите только возросший гнев. Ребенок понимает, что вы пытаетесь подавить его чувство, и это лишь усугубляет неблагоприятную ситуацию.
Что вам нужно делать? Абсолютно ничего. Позвольте ребенку злиться и дуться. Не торопитесь как-то реагировать. Всеми доступными средствами вы должны дать ему понять примерно следующее: «Ты сейчас злишься, а не я. Можешь продолжать в том же духе – это не испортит мне настроение. И я не стану от этого меньше тебя любить».
Таким образом, отстранитесь от раздраженного ребенка и его негативных эмоций. Сохраняйте дистанцию, пока ваш потомок злится. Дайте ребенку понять, что этим вы не наказываете его и «вернетесь», когда он успокоится. Вы как бы говорите ему: «Ты можешь гневаться, но без меня. Твоя злоба не даст тебе ничего».
Как эффективно работать с детским гневом
Когда дети не слушают вас или злятся, они пытаются навязать вам аргументацию противостояния. Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – держать себя в руках и подбирать варианты адекватных действий. Главное – эмоционально отстранится от ребенка, сдержать свои рефлекторные реакции на его гнев. Вы можете просто уйти, спокойно сказав: « Поговорим позже, когда мы оба успокоимся». После этого не втягивайтесь в общение со своим отпрыском, как бы он не старался это сделать. Скажем, вы заперлись в спальне, но ваш потомок барабанит в дверь для продолжения разговора. Не обращая внимания на его попытки снова войти с вами в контакт, включите громче радио или телевизор. Главное – на время дистанцироваться от скверных эмоций ваших детей, пока они их полностью не выплеснут.
Как избежать эскалации напряженности в ситуации, когда ваш ребенок злится? Мэри предлагает конкретные меры:
1. Не пытайтесь изменить чувства и поведение ребенка – это только усилит напряжение. Дайте своему отпрыску возможность сполна испытать на себе, что такое гнев и раздражение. Приобретение опыта – один из важнейших условий достижения зрелости.
2. Взгляните на своего ребенка как можно объективнее. Постарайтесь дистанцироваться от него эмоционально. Посмотрите на мир его глазами. Позвольте ему пережить чувства, которые вас расстраивают.
3. Ваш ребенок – не вы. Смиритесь с тем, что у него возникают чувства, которые вас раздражают - и вы найдете полезные для него ответы. Вы поможете ему управлять своими эмоциями, если научитесь это делать сами.
4. Думайте, а не сопротивляйтесь. Спросите себя: «Когда мой ребенок начинает сердиться, почему я раздражаюсь? Как мне справиться со своими чувствами, чтобы не подливать масла в огонь?». Помните, что вести себя «правильно» должны в первую очередь вы, а не дети. Ваш ребенок должен набираться опыта собственных переживаний. Проанализируйте принципы, которым вы пытаетесь следовать, когда реагируете на поведение своего отпрыска.
5. Дождитесь, когда ваш ребенок сам попросит помощи в обуздании своего гнева. Если поспешите – получите новое раздражение в ответ. Вы сможете проанализировать истинные мотивы поведения ребенка, если только он сам этого захочет. Это может случиться, например, когда он устанет, проголодается или дойдет в своем раздражении до предела. Обсудите тогда с ним причины его раздражения и составьте совместный план действий по их устранению.
Скажите ему что-то вроде этого: «В следующий раз, когда ты будешь сильно злиться – остановись и сделай глубокий вдох. Подумай, что ты хочешь сделать или сказать. Подумай, какие у тебя есть варианты получить что-то хорошее для себя вместо плача или плохих поступков».
Известный исследователь детской психологии, д-р Дебби Пинкус (Debbie Pincus) утверждает, что манипулировать детскими эмоциями не только невозможно, но и вредно для ребенка. Вмешательство во внутреннюю жизнь раздражает малыша, а все попытки его успокоить только подливают масла в огонь. Естественная реакция ребенка, как и любого человека – противостоять любым формам контроля над своими чувствами. В это трудно поверить, но лучший способ справится с детским гневом – перестать пытаться управлять им.
Сохраняйте дистанцию
Чтобы действительно разобраться, как поладить с рассерженным ребенком, Дебби советует непредвзято рассмотреть модель ваших с ним взаимоотношений. Часто в ее основу заложен родительский миф о том, что папа с мамой несут ответственность за все мысли, чувства и поступки своих детей. Если вы действительно хотите преуспеть на этом поприще – будь готовы, что ребенок встретит такое «воспитание» в штыки и отреагирует на него новыми проступками и гневом.
Родители отвечают не за каждый поступок или чувство ребенка, а за свое отношение. Позвольте своим детям стать самостоятельными личностями, иметь собственные чувства и взгляды. Дайте им получить опыт возникновения и преодоления гнева, а не пытайтесь «внедрить» в них какое-то другое чувство. Будьте эмоционально независимы от своего ребенка – и вы сможете понять его чувства более четко и реалистично.
Например, ваш 6-летний сын хочет позавтракать в «блинной», но вы предпочитаете, чтобы там пообедал его брат. Обиженный малыш дуется и злится за едой, и такое настроение сохраняется у него на весь день. Не делайте ошибки – не позволяйте его злости овладеть и вами. Вы можете быть раздражены его капризами и попытаетесь развеселить малыша. В ответ вы получите только возросший гнев. Ребенок понимает, что вы пытаетесь подавить его чувство, и это лишь усугубляет неблагоприятную ситуацию.
Что вам нужно делать? Абсолютно ничего. Позвольте ребенку злиться и дуться. Не торопитесь как-то реагировать. Всеми доступными средствами вы должны дать ему понять примерно следующее: «Ты сейчас злишься, а не я. Можешь продолжать в том же духе – это не испортит мне настроение. И я не стану от этого меньше тебя любить».
Таким образом, отстранитесь от раздраженного ребенка и его негативных эмоций. Сохраняйте дистанцию, пока ваш потомок злится. Дайте ребенку понять, что этим вы не наказываете его и «вернетесь», когда он успокоится. Вы как бы говорите ему: «Ты можешь гневаться, но без меня. Твоя злоба не даст тебе ничего».
Как эффективно работать с детским гневом
Когда дети не слушают вас или злятся, они пытаются навязать вам аргументацию противостояния. Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – держать себя в руках и подбирать варианты адекватных действий. Главное – эмоционально отстранится от ребенка, сдержать свои рефлекторные реакции на его гнев. Вы можете просто уйти, спокойно сказав: « Поговорим позже, когда мы оба успокоимся». После этого не втягивайтесь в общение со своим отпрыском, как бы он не старался это сделать. Скажем, вы заперлись в спальне, но ваш потомок барабанит в дверь для продолжения разговора. Не обращая внимания на его попытки снова войти с вами в контакт, включите громче радио или телевизор. Главное – на время дистанцироваться от скверных эмоций ваших детей, пока они их полностью не выплеснут.
Как избежать эскалации напряженности в ситуации, когда ваш ребенок злится? Мэри предлагает конкретные меры:
1. Не пытайтесь изменить чувства и поведение ребенка – это только усилит напряжение. Дайте своему отпрыску возможность сполна испытать на себе, что такое гнев и раздражение. Приобретение опыта – один из важнейших условий достижения зрелости.
2. Взгляните на своего ребенка как можно объективнее. Постарайтесь дистанцироваться от него эмоционально. Посмотрите на мир его глазами. Позвольте ему пережить чувства, которые вас расстраивают.
3. Ваш ребенок – не вы. Смиритесь с тем, что у него возникают чувства, которые вас раздражают - и вы найдете полезные для него ответы. Вы поможете ему управлять своими эмоциями, если научитесь это делать сами.
4. Думайте, а не сопротивляйтесь. Спросите себя: «Когда мой ребенок начинает сердиться, почему я раздражаюсь? Как мне справиться со своими чувствами, чтобы не подливать масла в огонь?». Помните, что вести себя «правильно» должны в первую очередь вы, а не дети. Ваш ребенок должен набираться опыта собственных переживаний. Проанализируйте принципы, которым вы пытаетесь следовать, когда реагируете на поведение своего отпрыска.
5. Дождитесь, когда ваш ребенок сам попросит помощи в обуздании своего гнева. Если поспешите – получите новое раздражение в ответ. Вы сможете проанализировать истинные мотивы поведения ребенка, если только он сам этого захочет. Это может случиться, например, когда он устанет, проголодается или дойдет в своем раздражении до предела. Обсудите тогда с ним причины его раздражения и составьте совместный план действий по их устранению.
Скажите ему что-то вроде этого: «В следующий раз, когда ты будешь сильно злиться – остановись и сделай глубокий вдох. Подумай, что ты хочешь сделать или сказать. Подумай, какие у тебя есть варианты получить что-то хорошее для себя вместо плача или плохих поступков».
Как научить детей управлять страхом
Известная американская исследовательница детского ха
рактера, доктор Мишель Борба (Michele Borba)рассказывает на своем сайте, что в последнее время родители часто сообщают ей о необъяснимых
приступах страха (тревоги) у своих детей.
«Моя дочь прекрасно ведет себя дома, но впадает в ступор, когда нужно идти в школу…»
«Мой сын не похож сам на себя. Он вдруг стал раздражительным и угрюмым..»
«Я не знаю, как помочь моему ребенку заснуть. Он просит не выключать свет и вскакивает ночью с кровати…»
«Моего сына мучают ночные кошмары…»
«Мой сын, который всегда любил школу, внезапно отказался в нее идти..»
И не один родитель не знает, что с этим делать.
Все мы мечтаем о безоблачном детстве для своих потомков, но наш мир непредсказуем и полон угроз. Мишель считает, что взрослые не в силах оградить своих детей от пугающих событий и убедить их «не тревожиться понапрасну». Лучшее, что родители с учителями могут и обязаны сделать – обучить детей не только успешно противостоять страху, но и эффективно управлять своими тревожными состояниями. Современные исследования предлагают для этого проверенные методики. Мишель рассказывает о некоторых из них.
1. Контролируйте каналы поступления страха
Современные медиа – кинофильмы, музыкальные клипы, видеоигры, вебсайты и даже новостные телепрограммы – могут инициировать или усилить тревожные состояния у ваших детей. Поэтому возьмите под контроль воздействие СМИ на вашего ребенка, особенно перед сном. А еще лучше, научите детей отключать те каналы информации, которые их раздражают.
2. Разделите с ребенком его тревоги
Поощряйте детей рассказывать о своих страхах. Превращение страха в обычные слова делают его управляемым. Стремитесь «поймать» пришедшие к ребенку тревоги раньше, чем они превратятся в полноценные страхи. Также обсуждайте в кругу семьи и свои эмоции. Это продемонстрирует вашим детям, что открывать внутренние переживания близким людям – нормальная и эффективная практика облегчения душевного напряжения.
3. Обеспечьте детей спокойствием
Помогите своему ребенку почувствовать себя в безопасности. Не преуменьшайте при этом силу собственных слов. Ваше уютное «все будет хорошо» даст ребенку уверенность в своей защищенности, что позволит ему быстрее совладать со страхом. Родительское слово поддержки станет для ребенка образцом – в следующем поединке со страхом он будет твердить себе именно эту фразу.
4. Предоставьте ребенку стабильные ожидания
Одна из мощнейших причин страха – неопределенность. Детей пугают непредвиденные последствия некоторых действий и ситуаций. Часто, для преодоления страха, ребенку достаточно знать, что он надежно защищен от несчастных случайностей. Например, если ваш ребенок беспокоится о надежности своей школы, расскажите ему в подробностях о школьном плане обеспечения безопасности. Убедите его, что учителя, полицейские, пожарные, врачи города готовы оперативно отреагировать на любую нештатную ситуацию. Если такой план существует на бумаге, обязательно покажите его своим школьникам.
5. Поделитесь страхом с героями книг
Литературные ужасы («ужастики») помогают преодолеть реальный страх. «Библиотерапия» позволяет детям «разделить» свой страх с вымышленными персонажами, с которыми они себя отождествляют в процессе увлекательного чтения. Ребенок восклицает: «Боже! Кто-то еще чувствует точно так же, как и я!» и родители получают великолепную возможность на литературном примере понять все нюансы его тревоги. Кроме того, воплощение ужаса в слова делает это чувство ручным.
6. Фразы бесстрашия
Научите своего ребенка преодолевать страх с помощью позитивных выражений, вроде «Я могу это сделать», «Я справлюсь с этим», «Это не проблема». А лучше всего, пусть ребенок повторяет весь день одну «бесстрашную» фразу, чтобы в результате он вспомнил ее даже в кошмарном сне.
7. Изучайте техники релаксации
Тревожные состояния, как правило, провоцируют сильное напряжение детского сознания. Его успешно снимают несложные физические и эмоциональные упражнения. Выучите эти действия «наизусть», что бы ребенок мог их автоматически выполнить даже спросонья:
Чувствуя нарастание тревоги, полезно представить себя плывущим на облаке или млеющим на пляже. Медленный, глубокий вздох снимет тревожное напряжение. Пусть ваш ребенок представит, что его легкие заполнены до краев и, выпуская из них воздух, он избавляется от страха. Посоветуйте подростку записать на MP3-плейер успокаивающую музыку.
8. Крепкие объятия – защита от страха
Когда наши дети тревожатся – мы инстинктивно стремимся их обнять, чтобы успокоить. Исследования показывают, что наш инстинкт прав! Крепкие родительские объятия действительно помогают снять (облегчают) тревожное напряжение наших детей. Исследователи из университета в Майами пришли к выводу, что массаж, растирание спины и объятия особенно полезны детям в критических эмоциональных состояниях. Научите детей проситься к вам в объятия в моменты тревоги. Тем же отпрыскам, которы6е считают себя «уже взрослыми», предложите семейный массаж спины или плеч.
9. Управляйте страхом силой воображения
Учите детей использовать свое богатое воображение для обуздания страха. Помогите им изгнать из своих фантазий злодеев и монстров, заменив их пришедшими на помощь ангелами и рыцарями. Практика создания желаемой фантазии позволяет сегодня помочь военнослужащим преодолеть посттравматический синдромом. Этой методике стоит научить и ваших детей.
Мишель приводит в пример рассказ одной матери, придумавшей отличный способ отгонять «монстров», которых ее ребенок «встречал» в туалете. Изобретательная женщина использовала в борьбе с чудовищами обычный пульверизатор: наполняя его водой, она говорила дочери, что в баллончике – магическое зелье для уничтожения монстров. Девочка поверила маме, побрызгала «снадобьем» в туалете, и заявила родителям, что жидкое оружие «отлично работает».
10. Доверьте ребенку «штурвал» (управление страхом)
Исследования показывают: уверенность в том, что вы контролируете ситуацию, ослабляет чувство тревоги. Помогите вашему ребенку составить собственный план покорения страха. Начните с определения причин тревоги. Например, ваш ребенок жалуется: «Странные тени на стене пугают меня и не дают уснуть в темноте». Вы ставите вопрос «Что поможет тебе почувствовать себя в безопасности?» и вместе обсуждаете, что поможет ему овладеть ситуацией и успокоиться. При такой постановке проблемы ребенок быстро находит решение: «Нужно положить мне под подушку фонарик и отодвинуть мою кровать от книжного шкафа».
Да наш мир неустойчив и непредсказуем. Мы не можем полностью оградить наших детей от негативных воздействий окружающей действительности. Но нам вполне по силам научить их покорять свои страхи и избавляться от тревог.
Нужно ли баловать детей?
В жизни каждого родителя в
свое время возникают следующие вопросы, которые, несомненно, ставят его перед определенным выбором:
· Нужно ли баловать
ребенка?
· Каким образом?
· Как часто и в каком
объеме?
Дать однозначный ответ на
эти вопросы достаточно сложно.
В первые годы жизни ребенок
физически и психологически зависит от своих родителей, так как взаимодействие с
ними является необходимым условием для выживания малыша, а также немаловажным
фактором для формирования здоровой личности. Ребенка нужно любить – от этого
зависит его здоровье и психологическое благополучие. Как же определить
тончайшую грань, на которой забота и любовь превращаются в манипуляцию? С
помощью манипуляции родители используют свою власть над ребенком, а дети при
этом, видя слабости близких и родных, превращаются в маленьких тиранов.
Определение термина
«баловать» звучит следующим образом: баловать – значит портить ребенка излишней
заботой и подарками. В определении этого термина говорится только лишь о
чрезмерном, но не пагубном отражении на детях (которое, естественно пагубно
влияет на малыша) и их отношениях с окружающими людьми, хотя балуя ребенка,
легко его испортить, приучив к вниманию взрослых. Со временем такая чрезмерная
опека начинает восприниматься, как нечто само собой разумеющееся. Но ведь
ребенку для здорового роста просто необходимо знать границы и некоторые
правила! Их может быть не очень много, но они обязательно должны быть
мотивированны и постоянны.
Горько видеть, когда мы
сначала балуем ребенка, многое ему позволяем, а потом начинаем с ним
«торговаться». Например, «Если будешь баловаться, не получишь киндер-сюрприз»,
а впоследствии «Поздно придешь домой, завтра не пойдешь гулять вообще!».
Конечно, баловать детей нельзя, также как и абсолютно все запрещать. Разрешать
кое-что все-таки нужно, а иногда и именно то, что выходит за рамки обыденных и
привычных правил: досмотреть мультик, который идет до двенадцати ночи, скушать
на обед не суп, а, например, хлопья с молоком, чуть дольше играть с игрушками
или же немного позже лечь спать. Таким образом, родитель не превращается в
надзирателя или «полицейского». Ребенок, безусловно, чувствует, что его
понимают (или, по крайней мере, пытаются понять) и растет психологически здоровым.
Очень важно быть
последовательным и уверенным в себе, с одной стороны, и уважать мнение ребенка
– с другой. Тогда вы будете авторитетом для своих детей, и им будет легко
общаться с вами на равных.
Довольно часто дети
пытаются громким плачем доказать, что нужно моментально все бросить и начать
сиюминутно играть с ними. Здесь нужно точно знать, что ребенок плачет не от
того, что ему жарко, холодно или он хочет кушать (ведь каждая мама может
определить по плачу, что беспокоит ее малыша в данный момент), а именно
поиграть. Нужно спокойно и доступно объяснить ребенку, что вы поиграете с ним,
как только освободитесь. Не стоит обманывать его надежды – обязательно
поиграйте с вашим карапузом, как только закончите дела, и появится такая
возможность. Главное – чтобы ребенок чувствовал ваше полное понимание ситуации,
ваше спокойствие и честность.
Если же вы будете потакать
всем желаниям своего горячо любимого малыша, он будет пользоваться методом,
дважды-трижды проверенном на вас. Он будет кричать и плакать снова и снова,
пока вы не впадете в истерику и не предложите ему очередную новинку – игрушку,
сладость и так далее по нарастающей.
Дети начнут вас уважать и
слушать, если вы будете четко и искренне объяснять им свою позицию. Играйте
вместе с ними только тогда, когда сами хотите этого, читайте детям то, что вы
хотите им прочитать, рассказывайте им то, что интересно вам и о чем вы хотите
им рассказать. Но обязательно слушайте то, что они хотят вам рассказать,
расспрашивайте свое чудо и сами честно отвечайте на их вопросы. Помните:
ребенка не проведешь, он знает вас, может, даже лучше, чем вы сами.
Запомните, заботиться о
детях и делать им приятное в разумных пределах совсем не значит, что нужно
позволять им вить из себя веревки. Любовь – это когда вы в меру заботитесь о
малыше, всегда «на связи» и готовы поддержать его, когда вы дарите ему подарки
и небольшие игрушки, сувенирчики. Избалованность – это когда ребенок
выпрашивает то, чего вы не готовы дать или приобрести. Но также не стоит
формировать у него образ несчастной бедной мамы (или папы – здесь это не столь
важно), однако приучать к умеренности в желаниях нужно. Если у вас чего-то нет
(или вы не можете себе это позволить) по каким-либо объективным причинам –
значит, вам это по-настоящему не нужно – вот так можно переубеждать ребенка от
покупки очередной машинки или изящной большой куклы.
Главное – это то, как вы
сами относитесь к себе и на что вы готовы, чтобы порадовать чадо. Лучше
рассказывайте и показывайте своим детям, как учиться радоваться жизни, весело
проводить время среди любящих сердец, чем пользоваться политикой запретов и
ругать за маленькие шалости.
Мой
папа — самый лучший! 10 правильных шагов.
Вы так гордитесь своим
ребёнком, когда он делает успехи! Но неужели вы думаете, что ваш
ребёнок не гордится вами? Стоп — а что вы сделали
для того, чтобы ребёнок вами гордился? Время, когда было необходимо
лишь покормить любимое чадо и сменить
памперс, кануло в лету. Теперь у вас новые
задачи. Это ведь только в очень раннем детстве любовь малыша безусловна.
Перед вами 10 шагов к тому, чтобы ребёнок вами гордился, проверьте, какие
из них вы уже сделали, а какие только собираетесь предпринять.
Шаг 1: Мой папа— самый сильный
Это утверждение отстаивает любой ребёнок. Даже если
вы можете подтянуться на турнике всего пару раз, и ничего
тяжелее портфеля с документами не поднимаете. На самом деле эту
гордость легко получить. Вы на самом деле сильный папа, потому что
можете поднять своего ребёнка. «Ну что, ты покушал? А дай-ка я проверю. Ох. Какой
тяжёлый!» Но вы поднимаете своего счастливого отпрыска и целуете
его. А больше ребёнку ничего и не нужно — только ваша
любовь.
Шаг 2: Мой папа — самый красивый
Конечно самый красивый, это
ведь не чей-то чужой папа. Тут очень многое зависит от мамы. Если ребёнок слышит
от мамы слова, что папа красивый, он примет это как данность.
Но если папа плохо выбрит или растрёпан, или небрежно одет,
то ребёнок быстро поймёт, что тут что-то не так. И по этому поводу уже не будет вами
гордиться. Следите за своим внешним видом, не разочаровывайте своего
ребёнка.
Шаг 3: Мой папа — самый умный
Кто же ещё ответит
на многочисленные вопросы вашего почемучки? Снова мама? Несправедливо.
Но вам стоит почитать с ребёнком детскую энциклопедию, отвечая
на вопросы малыша. Наверняка вы найдёте что-то интересное и для себя,
и уж конечно скажете об этом ребёнку.
Шаг 4: Мой папа —
самый быстрый
Это, конечно, не значит,
что вы быстро бегаете. Может быть, вы быстро кушаете, это тоже
считается. Мамы всегда приводят в пример папу. «Вот кушай,
и вырастешь таким же замечательным, как наш папа» — совершенно
не важно, что именно вы делаете быстрее всех. Главное, что быстрее.
Устройте с ребёнком шуточные соревнования — кто быстрее переоденется,
например. Научите его пользоваться секундомером, и покажите, как
вы быстро умеете. Это и воспитательный момент, и забавная игра.
Шаг 5: Мой папа —
самый храбрый
В жизни всегда есть место
подвигу. Нет, кидаться в сердце пожара, может и благородно,
но не просто так же. А специально искать пожары тоже
не стоит. А вот отправиться с ребёнком в поход
по незнакомому району города — вполне можно. Храбро преодолевая
преграды и так далее. Даже если вы прикрикнете на громко лающую
собаку, в глазах ребёнка это вполне равносильно подвигам Бэтмена.
Шаг 6: Мой папа —
самый заботливый
Ну, это совсем просто.
Проявлять заботу о семье необходимо. Только нужно выражать свою заботу
не только тем, что вы пропадаете целый день на работе. Это
действительно достойно уважения, но заботы никто не отменял.
А что касается работы, то этому посвящён…
Шаг 7: Мой папа —
самый главный
Даже если
вы не директор компании, то вы всегда можете сформулировать,
в чём же вы на работе самый главный. Например «Я самый
главный человек по квартальным отчётам» — это если
вы составляете ежеквартальную смету. А ребёнок поймёт, почему
вы приходите с работы уставший, и будет о вас трогательно
заботиться. Ещё бы — главный человек пришёл.
Шаг 8: Мой папа —
самый весёлый
Если вы любите
веселье — это лишний повод ребёнку гордиться вами. Вокруг вас всегда хорошее
настроение, смех, улыбки — вы умеете дарить людям радость. Расскажите
об этом малышу, возможно, он и сам это видит,
но не может сформулировать, почему ему с вами весело.
Да потому, что папа — самый весёлый!
Шаг 9: Мой папа —
самый спокойный
Даже если ребёнок набедокурил,
держите себя в руках. Спокойствие вызывает в разы больше уважения,
чем громкие крики. Равно как и умение выслушать. Дайте ребёнку возможность
высказаться, сделайте паузу, если есть огромное искушение накричать, и уже
спокойно объясняйте свою точку зрения.
Шаг 10: Мой папа —
это мой папа
И поэтому самый-самый лучший. Чтобы ребёнок вами
гордился — будьте именно папой. Вы устаёте на работе,
но выделять время ребёнку просто обязаны. А добиться уважения малыша
не так и трудно. Главное — быть рядом и любить ребёнка,
остальное он великодушно отыщет в вас сам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий